Том 22, № 1 (2018)
Скачать выпуск
PDF
ЭНЕРГЕТИКА
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСФОРМАТОРА В СРЕДЕ MATLAB SIMULINK
134-150 503
Аннотация
ЦЕЛЬ. В данной работе изучен вопрос влияния конкретных видов преобразователей и фильтров в составе измерительной части на функционирование совокупной математической модели цифровой дифференциальной защиты трансформатора. МЕТОДЫ. Для разработки математических моделей защиты использовался метод направленных графов, а для их формализации в виде программного кода - язык программирования Си. В качестве платформы для интеграции созданных моделей и кодов использовался программный комплекс MATLAB Simulink. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Представленные результаты демонстрируют функционирование отдельных элементов математической модели цифровой дифференциальной защиты трансформатора и их влияние на работу защиты в целом. Выявлены некоторые особенности MATLAB Simulink, которые необходимо иметь в виду при реализации математических моделей в данном комплексе. ВЫВОДЫ. Показано, что для полного и достоверного моделирования цифровой релейной защиты необходимо не просто воспроизводить функции структурных элементов, а иметь представление, как минимум, об их видах и характеристиках. В противном случае адекватность математической модели будет низкой. Известная проблема численных методов для решения жестких систем дифференциальных уравнений имеет место даже для таких небольших по математическим меркам моделей, как математические модели релейной защиты.
151-158 205
Аннотация
ЦЕЛЬ. Разработано пневмотранспортное устройство, способное обеспечить непрерывное и равномерное транспортирование присадки в виде обезвоженного карбонатного шлама из емкости в воздуховод. При проектировании пневмотранспортной установки важной задачей является подбор наиболее оптимальных геометрических размеров элементов установки и ее наиболее рациональных физических параметров: скорости газового потока в линии подачи воздуха, давлении на входном и выходном отверстиях, необходимых для эффективной работы пневмотранспортной системы. МЕТОДЫ. Исследование было выполнено в гидродинамическом программном модуле SolidWorks Flow Simulation. Численное моделирование осуществлялось решением дифференциальных уравнений движения и неразрывности. Для замыкания системы уравнений использовалась двухпараметрическая k-ε- модель турбулентности. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖЕНИЕ. Представлены результаты компьютерного моделирования и анализа влияния числа выходных отверстий распределительного устройства, являющегося по принципу действия аналогом сопл, на потери давления в пневмотранспортной установке и на эффективность пневмотранспортирования. ВЫВОДЫ. Установлено, что для эффективного транспортирования мелкодисперсного материала из емкости, имеющей цилиндрическую форму, необходимо использовать пневмо-транспортное устройство с распределительным устройством с четырьмя выходными отверстиями.
159-167 248
Аннотация
ЦЕЛЬ. Расширение функциональных возможностей технологии магнетронного напыления материалов при обработке подложек сложной геометрии. МЕТОДЫ. Характер распределения составляющих магнитного поля определяется в перенастраиваемой магнетронной распылительной системе (ПНМРС), имеющей мишень конечной ширины, путем решения уравнения Лапласа. РЕЗУЛЬТАТЫ. Приведены теоретические зависимости составляющих магнитного поля в ПНМРС в зависимости от параметров ПНМРС и скорости перемещения катода-мишени. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Показана перспективность данного метода расчета магнитных полей в зазоре ПНМРС при напылении (обработке) протяженных подложек сложной геометрии (например, лопаток газотурбинного двигателя) при использовании вакуумной ионно-плазменной обработки.
168-185 208
Аннотация
ЦЕЛЬ. Создан и проходит испытания комплекс средств автоматики для обеспечения режимного и противоаварийного управления автономными системами энергоснабжения с малой генерацией, работающими параллельно с централизованной электрической сетью. Для осуществления автоматического оперирования объектами малой генерации при их параллельной работе с сетью необходимо решить задачу идентификации классов их состояния. МЕТОДЫ. Предлагаемый метод решения указанной задачи основан на выявлении существенных структурно-режимных свойств объекта, их представления в виде логических переменных и уравнений. Он является универсальным, не зависящим от схемы объекта. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Представлена логическая основа алгоритма идентификации классов состояния (структурно-режимной идентификации состояния) автономной системы энергоснабжения, используемого автооператором. Предложены основания и критерии классификации состояний системы, математическая модель для определения классов состояния. На примере автономной системы энергоснабжения жилого массива, построенной на базе когенерационной газопоршневой электростанции, показано решение задачи идентификации классов состояния и проведена его проверка на программе-эмуляторе. ВЫВОДЫ. Ожидается, что инновационные средства автоматики для малой генерации с автооператором параллельной работы с централизованной электрической сетью будут реализованы в пилотном проекте на одном из энергообъектов в г. Новосибирске и позволят существенно (в разы) снизить затраты на подключение таких объектов к сети, повысить эффективность их работы, снизить потери в сетях.
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
10-22 182
Аннотация
ЦЕЛЬ. Данное исследование связано с разработкой теоретических основ динамики контактной группы элементов коллекторно-щеточного узла. Рассматриваются динамические взаимодействия щетки с коллектором в условиях вибрационного нагружения со стороны корпуса тягового электродвигателя. МЕТОДЫ. Особенностью исследования является учет возможности нарушения неудерживающего контакта «щетка - коллектор» в результате вибрационных воздействий внутренних и внешних силовых факторов. Предлагается метод построения математических моделей на основе использования обобщенной функции зазора, представляющий аналитический аппарат учета неудерживающих связей. Построение математической модели предполагает на первичном этапе допустимость сведения расчетной схемы к взаимодействию материальной частицы с вибрирующей поверхностью в гравитационном поле. В рамках рассматриваемой модели учитываются нестандартные силовые факторы путем введения дополнительной квазипостоянной силы, приложенной к щетке. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Показано воздействие силовых факторов на режимы непрерывного подбрасывания щетки. Сформулированы аналитические условия, отражающие особенности взаимодействия щетки на интервале подъема и падения на поверхность коллектора. Представлены результаты численного моделирования силовых факторов для режимов периодического нарушения контакта с непрерывным подбрасыванием щетки. ВЫВОДЫ. Разработанная математическая модель взаимодействия элементов коллекторно-щеточного узла с использованием функции зазора позволяет учитывать возможности нарушения контакта в сложных формах взаимодействия щетки с коллектором и может быть использована для создания устройств регулирования режимов контактирования щетки с поверхностью коллектора.
23-29 212
Аннотация
Несмотря на значительное количество разработанных конструкций и широкий спектр применения скважинных струйных насосов, эффективность их использования не всегда соответствует необходимым требованиям. Поэтому выполнение комплекса работ по исследованию условий эффективной эксплуатации эжекторных систем в процессе сооружения нефтегазовых скважин, а также нормирование требований их изготовления, эксплуатации и ремонта в условиях нефтегазовых предприятий является актуальной задачей. ЦЕЛЬ. Повышение эффективности использования скважинных струйных насосов в процессе бурения нефтяных и газовых скважин. МЕТОДЫ. При исследовании использовалось математическое моделирование процесса с применением законов сохранения, непрерывности массы и количества движения жидкости потоков. РЕЗУЛЬТАТЫ. Установлена зависимость характеристик струйного насоса от шероховатости его проточной части.
30-37 261
Аннотация
ЦЕЛЬ. Изучить влияние кинематики деформирования на характеристики качества поверхностного слоя упрочненных деталей: шероховатость, остаточные напряжения, глубина наклепа, твердость и микротвердость. МЕТОДЫ. Экспериментально определены характеристики поверхностного слоя упрочненных деталей на современном оборудовании: профилограф-профилометр модели Form Talysurf i200, твердомер модели HBRV 187,5, микротвердомер марки ПМТ-3, прибор Xstress 3000 G3/G3R, металлографический микроскоп марки МЕТ-2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В результате экспериментальных исследований было установлено, что поверхностное пластическое деформирование (ППД) двухрадиусным роликом по сравнению с однорадиусным имеет ряд преимуществ в отношении качества упрочненного слоя. Так, шероховатость поверхности снижается в 3-3,5 раза, твердость поверхностного слоя повышается на 6-8%, остаточные напряжения сжатия в поверхностном слое возрастают в 1,2-1,5 раза. ВЫВОДЫ. Результаты экспериментальных исследований позволяют выбрать способ упрочнения для получения заданных характеристик качества поверхностного слоя деталей машин. Полученные результаты дают основание для разработки комбинированных способов ППД, обеспечивающих получение высокого качества поверхностного слоя по ряду показателей.
38-46 170
Аннотация
ЦЕЛЬ. В промышленности, строительстве и сельском хозяйстве широко эксплуатируется перемешивающее технологическое оборудование непрерывного действия. Для повышения качества смесей в некоторых смесителях наряду с вращательным применяется возвратно-поступательное движение рабочих органов (осцилляция). Целью данной работы является выявление возможности повышения производительности таких агрегатов за счет увеличения их кинематических параметров. МЕТОДЫ. В ходе исследования разработана расчетная схема двухвального смесителя, позволившая провести математическое моделирование кинематических и силовых параметров механизма. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В работе проведен анализ взаимосвязи кинематических, динамических и геометрических параметров механизма смесителя, получены зависимости осевой и тангенциальной нагрузок от отношения скоростей, а также осевой скорости и ускорения от отношения скоростей. ВЫВОДЫ. Осевая скорость имеет наибольшее значение при угле поворота эксцентрика 180°, а ускорение - при 120 или 240°. Для снижения динамических нагрузок на рабочие органы необходимо использовать такие скоростные режимы, при которых ускорение меняется незначительно, т.е. в интервале отношения скоростей от 0 до 0,2. Результаты проведенных исследований показали, что увеличение отношения осевой и тангенциальной скоростей приводит к увеличению тангенциальной и уменьшению осевой нагрузки на лопатки рабочих валов.
МЕТАЛЛУРГИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
186-193 232
Аннотация
ЦЕЛЬ. Изучение возможности переработки вольфрамитового концентрата с исключением из состава шихты хвостов выщелачивания спеков с одновременным снижением температуры спекания и получением кондиционного триоксида вольфрама. МЕТОДЫ. Переработку вольфрамитового концентрата проводили путем спекания его с содой, селитрой и углекислым калием, полученный спек измельчали и направляли на выщелачивание с получением раствора вольфрамата натрия, замеряя плотность которого определяли его концентрацию, что позволило рассчитать прогнозное извлечение триоксида вольфрама. Из полученного раствора вольфрамата натрия производили осаждение «искусственного шеелита», который разлагали соляной кислотой с получением вольфрамовой кислоты (ее подвергали термической диссоциации для получения триоксида вольфрама). РЕЗУЛЬТАТЫ. Проведена серия лабораторных исследований по переработке вольфрамитового концентрата, в ходе которых было установлено, что компоненты шихты необходимо спекать при температуре 450-500ºC при соотношении вольфрамитовый концентрат, сода, углекислый калий и селитра - 1:0,45:0,9:1. Получили порошок триоксида вольфрама с высоким содержанием ценного компонента. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изучена возможность переработки вольфрамитового концентрата с исключением из состава шихты хвостов выщелачивания спека, снижающих содержание вольфрама в шихте. Определены оптимальные температурные условия проведения процесса спекания и состав шихты, направляемой на спекание с целью получения вольфрамата натрия, из которого после выщелачивания и осаждения «искусственного шеелита» и последующего его разложения соляной кислотой удалось получить порошок триоксида вольфрама с содержанием 99,8% WO3 .
194-201 205
Аннотация
ЦЕЛЬ. Электрофлотационное извлечение марганца из производственных вод позволяет эффективно очищать воду и использовать ее в замкнутой системе водоснабжения за счет высокой степени извлечения катионов металла. МЕТОДЫ. Комплексная переработка техногенных марганецсодержащих гидроминеральных ресурсов обусловливает возможность получения дополнительной дефицитной продукции из нерудной части отходов. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В работе показана оптимизация электрокоагуляционного извлечения марганца из производственных вод обогатительного комбината. Шлам, получаемый в результате очистки промышленных растворов, представляет собой ценный материал, состоящий в основном из гидроксидов алюминия (III), железа (III) и марганца (II). В результате несложной переработки из него могут быть извлечены широко используемые смешанные коагулянты для очистки воды и дефицитный диоксид марганца, применяемый в производстве химических источников тока. ВЫВОДЫ. В результате электрохимической очистки и комплексной переработки образующегося электрокоагуляционного шлама может быть получено более 30 т диоксида марганца и 150 т смешанных коагулянтов для очистки воды.
ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
47-57 192
Аннотация
Совершенствование эксплуатации дизельных энергетических установок возможно при организации безразборного диагностирования по параметрам вибрации. ЦЕЛЬ работы заключается в разработке способа обработки цифровых вибросигналов дизеля с учетом его особенностей как объекта диагностирования. МЕТОДЫ. Используются методы быстрого преобразования Фурье, синфазного накопления и осреднения, частотной фильтрации и фазового стробирования, в рамках которых выделяется полезный вибросигнал и определяются диагностические параметры. РЕЗУЛЬТАТЫ. Обосновано получение диагностических параметров вибросигналов, формируемых динамическими процессами дизеля. ВЫВОДЫ. Разработан способ получения диагностических параметров цифровых вибросигналов дизеля, а именно, частоты и амплитуды пиковых значений спектральной плотности мощности, соответствующих динамическим процессам дизеля. Проведенная проверка по оценке рабочего процесса дизеля 2Ч8,5/11 показала погрешность способа 4%.
58-68 153
Аннотация
Цель. Дисперсионный и регрессионный анализ - это одни из важнейших методов математической и прикладной статистики. Целью является демонстрация обоих подходов, их определенной общности и существенного различия. Методы. Для достижения цели использованы математические и статистические методы. Результаты и их обсуждение. Демонстрация дисперсионного и регрессионного анализа осуществляется на примере решения задачи моделирования средней скорости движения транспорта по Глазковскому мосту в городе Иркутске в зависимости от времени суток. Для этого проведен однофакторный дисперсионный анализ и соответствующий ему регрессионный анализ с фиктивными переменными. С помощью введения еще одного фактора - будний/выходной день - проведен двухфакторный дисперсионный анализ и построена соответствующая регрессионная модель. С использованием фактора «общий уровень загруженности дорог города Иркутска» построена регрессионная модель, описывающая влияние как качественных, так и количественных факторов на среднюю скорость движения транспорта по Глазковскому мосту. Выводы. На конкретном примере проиллюстрирована определенная общность и различие дисперсионного и регрессионного подходов к анализу данных. Результаты, получаемые на основе дисперсионного анализа, могут быть воспроизведены и в рамках анализа модели регрессии, в которой влияние качественных факторов описывается с помощью фиктивных объясняющих переменных.
69-88 431
Аннотация
ЦЕЛЬ. В данной работе рассмотрены схемы обеспечения показателей надежности PON, представленные в рекомендациях ITU-T G.983.1, G.983.5 и G.989.1, а также модернизированные схемы рекомендации ITU-T G.983.1. Проанализированы экономичные схемы обеспечения показателей надежности, такие как «защита соседа», одиночное кольцо, двойное кольцо и гибридные топологии, основанные на использовании топологий «дерево» и «кольцо». Произведен сравнительный анализ представленных схем защиты. МЕТОДЫ. Учитывая структуру каждой схемы защиты, разработаны структурные диаграммы надежности, на основе которых рассчитаны коэффициенты недоступности. Вычисления произведены с помощью математической программы MathCAD. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Наименьшие коэффициенты недоступности получены для сетей с использованием схем защиты типов C и D1, так как эти схемы защиты предусматривают дублирование всех элементов сети. Если не брать во внимание PON без защиты, наибольший коэффициент недоступности предсказан для сетей с использованием схемы защиты типа А, что обусловлено наличием резервирования только магистрального кабеля. ВЫВОДЫ. При использовании той или иной схемы защиты оператор может обеспечить требуемый уровень показателя надежности PON и LR-PON. Однако при проектировании и развертывании сети должны учитываться не только капитальные затраты, но и оцениваться будущие эксплуатационные расходы.
89-99 190
Аннотация
ЦЕЛЬ. Целью исследования является нахождение новых и модернизация известных методов генерирования случайных процессов с заданными статическими (закон распределения вероятностей) и динамическими (корреляционная функция) вероятностными свойствами. МЕТОДЫ. Основными методами исследования являются методы теории вероятностей, математической статистики и численные методы. РЕЗУЛЬТАТЫ. Объектом исследования является перестановочная технология генерирования случайных процессов с одновременно задаваемыми законом распределения вероятностей и автокорреляционной функцией. Данная технология проста в программной реализации, обладает высоким быстродействием и позволяет вводить требуемые вероятностные свойства с точностью их отражения, достаточной для инженерного применения (например, в имитационном моделировании). В качестве закона распределения вероятностей генерируемого процесса принят бернуллиевский (бинарный) закон. Проведенный анализ вероятностных свойств поведения компонентов перестановочной процедуры позволил выявить новые, ранее неизвестные функциональные возможности данного метода генерирования случайных процессов. Систематизированы вероятностные свойства (законы распределения вероятностей и автокорреляционные функции компонентов вектора претендентов) в зависимости от математически обоснованного варианта перестановок. Исследованы два варианта перестановочного метода, позволяющие генерировать периодически коррелированный бинарный процесс, и обосновано, что эти варианты одновременно обеспечивают возможность генерирования двумерного бинарного случайного процесса. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведение теоретических исследований позволило расширить функциональные возможности перестановочной процедуры генерирования бинарного случайного процесса за счет возможности генерирования двумерного случайного бинарного процесса.
100-117 222
Аннотация
ЦЕЛЬ. Рассматриваются способы получения разреженных решений на основе метода опорных векторов с квадратичной функцией потерь (LS SVM). МЕТОДЫ. Выполняется разбиение выборки на обучающую и тестовую части для получения разреженного решения. Приводится последовательный алгоритм получения обучающей и тестовой частей выборки наблюдений с использованием метода D -оптимального планирования эксперимента применительно к методу LS SVM. Также приведены последовательные алгоритмы разбиения выборки на части с использованием критерия согласованности. Для проверки работоспособности предлагаемого метода разбиения выборки проведен вычислительный эксперимент. В нем повышение точности решений по LS SVM проводилось посредством подбора масштаба гауссовой ядерной функции. Данный параметр ядерной функции подбирался по минимуму ошибки прогноза на тестовой части выборки. Окончательно точность получаемых решений проверялась по среднеквадратичной ошибке. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Вычислительный эксперимент проводился на модельных данных. В качестве модели, порождающей данные, была выбрана нелинейная зависимость от входного фактора. Дисперсия помехи (уровень шума) определялась в процентах от мощности сигнала. Сравнивались три способа разбиения выборки на обучающую и тестовую: путем замены точек, исключение точек и включение точек в обучающей части. Для выбора параметров алгоритма LS SVM использовался также критерий перекрестной проверки. ВЫВОДЫ. Результаты проведенных вычислительных экспериментов показали, что для получения разреженного решения методом LS SVM можно использовать выборку, разделенную на части с использованием D -оптимального планирования эксперимента.
118-133 322
Аннотация
ЦЕЛЬ. Проанализировать работы в области многоагентных технологий за период 2005-2016 гг. В первую очередь были отобраны публикации, освещающие вопросы применения многоагентных технологий в различных сферах и предметных областях: логистика, безопасность, информационный поиск, управление рисками, здравоохранении и др. Особое внимание уделено работам, посвященным вопросам применения многоагентных технологий для обеспечения безопасности в техносфере. Необходимость применения многоагентных систем (МАС) для решения вопросов управления безопасностью в техносфере вызвана прежде всего сложностью современных систем и организаций, которая достигает такого уровня, что централизованное управление в них становится неэффективным из-за наличия большого потока информации. Это приводит к большим временным затратам на ее обработку и принятие решений. МЕТОДЫ. Путем сравнительного анализа проведенных исследований установлены основные инструментальные программные средства разработки многоагентных систем, а также определена целесообразность использования многоагентных технологий для решения задач в области безопасности техносферы. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА. Выявлено, что большинство исследований, за исключением небольшого количества работ, не дошли до программной реализации, то есть так и остались на теоретическом уровне. Тем не менее этими публикациями авторы внесли существенный вклад в развитие теории агентного подхода. В настоящей же статье определены перспективные направления дальнейших исследований применения многоагентного подхода в области безопасности техносферы.
ТРАНСПОРТ
202-208 289
Аннотация
ЦЕЛЬ работы в данном направлении - развитие сети аэродромных малогабаритных устройств дистанционного управления. МЕТОДЫ. Учитывая схожесть работы колесных тягачей и дорожно-строительной техники, применена известная методика расчета основных показателей работы колесных движителей в тяговом режиме. Для оценки возможностей разработанного малогабаритного буксировщика и проверки адекватности выбранной методики проведены натурные испытания и сравнительный анализ полученных экспериментальных и теоретических тяговых характеристик. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Предложен новый способ буксировки воздушных судов при помощи малогабаритного буксировщика с дистанционным управлением, позволяющий достичь максимального технико-экономического результата. Загрузка передней стойки на раму буксировщика позволяет исключить использование дополнительного балласта для буксировки и экономить топливо при холостом пробеге тягача при обеспечении полетов авиации. ВЫВОДЫ. Предлагаемый способ, реализуемый при помощи малогабаритного буксировщика с дистанционным управлением, имеет ряд преимуществ перед штатными средствами буксировки.
209-217 216
Аннотация
ЦЕЛЬ. Данная работа посвящена анализу перспектив развития транспортных систем крупных городов и городских агломераций. В работе даются ключевые признаки городской агломерации с точки зрения транспортного обеспечения, выделяются различия между транспортной системой города и агломерации. Целью данной работы является выявление основных критериев эффективности развития транспортных систем крупных городов и агломераций с целью разработки рекомендаций по оптимизации траекторий их управляемой эволюции. МЕТОДЫ. В работе использовались такие методы научного анализа, как диалектический, сравнительно- экономический, статистический, системный, системно-функциональный, историко-генетический, экономико-математическое моделирование, теории управления организационно-экономическими системами и метод научной абстракции. Комплексное их применение позволило обеспечить достоверность проведенного исследования. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Опираясь на выводы ряда исследователей, касающиеся эффективности функционирования транспортных систем городов, были синтезированы разные точки зрения, выводы и теоретические положения формирования эффективности городской транспортной системы в модель комплексной эффективности функционирования транспортной системы крупного города. Также в работе рассматриваются и классифицируются факторы, существенно влияющие на эффективность функционирования городской транспортной системы. Автором сформулированы, обоснованы и раскрыты критерии оптимальности развития транспортной системы городской агломерации. ВЫВОДЫ. Особенностью агломерации является наличие в ее составе разнородных транспортных сетей - транспортных систем многих, входящих в агломерацию населенных пунктов, которые формировались во многом стохастически. Соответственно в составе городских агломераций есть территории с более высокой степенью концентрации хозяйственной деятельности и территории с более низким уровнем концентрации капитала. Как следствие, критерий капитализации территории должен учитываться в составе критериев разработки и принятия управленческого решения о прокладке или трансформации транспортной магистрали (ветки магистрали) городской агломерации. Следствием данного критерия является необходимость формирования эффективного графа транспортной сети агломерации с точки зрения обеспечения оптимальности всего агломерационного развития.
218-227 218
Аннотация
ЦЕЛЬ. В данной работе предложена методика определения оптимальной структуры парка подвижного состава городского пассажирского транспорта, при которой достигаются максимально возможные параметры качества транспортного обслуживания с учетом ограничений экономической эффективности функционирования транспортных организаций. МЕТОДЫ. Формирование оптимальной структуры парка сводится к задаче определения для каждого маршрута вместимости подвижного состава и интенсивности движения таким образом, чтобы на сети маршрутов достигался минимальный коэффициент динамического использования вместимости. При этом учитывается взаимное влияние маршрутов и выполняются накладываемые ограничения экономической эффективности, которые выражаются через количество перевезенных пассажиров на один километр пробега. РЕЗУЛЬТАТЫ. Предложенная в статье математическая модель реализована в виде алгоритма направленного перебора вариантов программы перевозок пассажиров на маршрутной сети. Работоспособность предложенного алгоритма проиллюстрирована на абстрактной сети двух взаимодействующих маршрутов. Применение предложенной методики на практике позволит определить программу перевозок на маршрутной сети, при которой обеспечивается максимально возможное качество транспортного обслуживания при действующих тарифах и объемах бюджетного субсидирования системы городского пассажирского транспорта общего пользования. ВЫВОДЫ. В данной статье представлена математическая модель, позволяющая определить для каждого маршрута городского пассажирского транспорта интенсивность движения и вместимость транспортных средств таким образом, чтобы на сети взаимодействующих между собой маршрутов обеспечивались максимально возможные параметры качества транспортного обслуживания при выполнении ограничений экономической эффективности транспортных организаций. Работоспособность алгоритма решения задачи доказана на абстрактной сети двух взаимодействующих маршрутов. Для оценки качества транспортного обслуживания задействован коэффициент использования вместимости подвижного состава - один из основных показателей, определяющих комфортность поездки. Оценка экономической эффективности маршрутов осуществляется посредством количества пассажиров, приходящихся на один километр пробега.
228-238 196
Аннотация
ЦЕЛЬ. Статья посвящена результатам работ по механизации и автоматизации технологических процессов магнитного контроля, проведенных с целью уменьшения влияния человеческого фактора на достоверность дефектоскопии и повышения производительности труда при выявлении опасных дефектов. МЕТОДЫ. Для повышения эффективности применения неразрушающего контроля качества деталей подвижного состава, имеющих сложную форму контролируемой поверхности, предложен еще один магнитный метод - магнитографический, в котором в качестве чувствительного элемента для регистрации дефектов используется магнитная лента. РЕЗУЛЬТАТЫ. Выполнен ряд разработок в части средств контроля и технологической документации, которые позволяют облегчить процедуру намагничивания и магнитной записи при проведении магнитографической дефектоскопии емкостной аппаратуры, например железнодорожных цистерн. Новизна технических решений подтверждена авторскими свидетельствами и патентом. ВЫВОДЫ. Применение метода МГК с импульсным намагничиванием по разработанной методике существенно упрощает технологические операции и повышает выявляемость таких опасных дефектов как трещины на стадии зарождения.
ISSN 2782-4004 (Print)
ISSN 2782-6341 (Online)
ISSN 2782-6341 (Online)