Том 22, № 7 (2018)
Скачать выпуск
PDF
ЭНЕРГЕТИКА
102-113 230
Аннотация
ЦЕЛЬЮ работы являлось создание математических моделей, разработанных для исследования механизмов повышения надежности топливоснабжения отдаленных пунктов биомассой с энергетических плантаций. МЕТОДЫ. Для решения поставленных задач использовалось моделирование методом Монте-Карло, а для подготовки исходных данных - методы математической статистики. РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ. Разработаны математические модели для анализа надежности топливоснабжения отдаленных населенных пунктов с энергетических плантаций с учетом действия случайных факторов в производстве, потреблении и переходящих запасов топлива. Представлен численный метод формирования случайной величины запасов топлива многолетнего регулирования. Показано, что он вырабатывает марковскую последовательность. Оценено количество итераций, после которых можно уверенно говорить, что процесс становится стационарным. Экспериментальные вычисления показали: чтобы процесс стал стационарным и, следовательно, эргодичным, достаточно 6000 итераций. Это означает, что после этого числа итераций свойства случайного процесса переходящих запасов топлива и других характеристик модели анализа надежности топливоснабжения можно оценивать путем усреднения вырабатываемых по итерациям показателей.
114-122 248
Аннотация
ЦЕЛЬ. В данной статье рассмотрена возможность повышения энергоэффективности тепловой схемы ТЭС за счет установки парокомпрессионных тепловых наносов (ПКТН) и абсорбционных тепловых насосов (АБТН). Рассматриваемый проект предполагает установку десяти ПКТН или двух АБТН в цикле работы ТЭС для увеличения ее энергоэффективности. Произведен расчет тепловой схемы электростанции, а также расхода воды и пара в различных узлах тепловой схемы, сведен материальный и энергетический баланс. В части расчета показателей тепловой экономичности определен КПД энергоблока и расход натурального топлива. Во второй части работы определено необходимое количество установок тепловых насосов парокомпрессионного или абсорбционного типов, определен показатель тепловой экономичности энергоблока ТЭС с ПКТН и АБТН. МЕТОДЫ. Расчеты тепловой схемы ТЭС с турбиной К-325-23,5 производилась на основании методических указаний. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В работе произведены расчеты тепловой схемы ТЭС без применения и с применением тепловых насосов (абсорбционных и парокомпрессионных). В результате проведенного сравнительного анализа было установлено, что применение парокомпрессионного теплового насоса в технологическом цикле ТЭС может способствовать увеличению установленной мощности электростанции от 269,74 до 271,34 МВт, а ее абсолютный КПД - на 0,7%. Применение абсорбционного теплового насоса в технологическом цикле ТЭС способствует увеличению мощности электростанции от 269,75 до 365,61 МВт, а ее абсолютный КПД - на 2,6%. ВЫВОДЫ. При расчете тепловой схемы ТЭС с турбиной К-325-23,5 наибольшее повышение энергоэффективности тепловой схемы ТЭС достигается в результате установления на конденсатор паровой турбины двух абсорбционных тепловых насосов с паровым обогревом.
123-146 390
Аннотация
ЦЕЛЬ. В данной работе представлен анализ нормативно-правового обеспечения проблемы компенсации реактивной мощности и экономического стимулирования коррекции коэффициента реактивной мощности в России, а также анализ исследований в области управления потоками реактивной мощности в системах электроснабжения. МЕТОДЫ. Проведена аналитическая экспертиза способов компенсации реактивной мощности. Процедура получения оценки проблемы автоматизации управления потоками реактивной мощности основана на мнении экспертов с целью последующего принятия решения. РЕЗУЛЬТАТЫ. Обоснована необходимость автоматизации управления потоками реактивной мощности с использованием управляющих свойств автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии. ВЫВОДЫ. Повышение качества управления режимом реактивной мощности требует перехода к активно-адаптивным системам управления. Высокоадаптивным решением с необходимыми эксплуатационными характеристиками и высокой экономической эффективностью является применение средств СТАТКОМ для управления компенсацией реактивной мощности на стороне 10 кВ в совокупности с управлением РПН трансформаторов в центре питания, что позволит автоматизировать управление потоками реактивной мощности в системах электроснабжения предприятия.
147-154 201
Аннотация
ЦЕЛЬ. В данной работе проведено изучение возможности ремонта автономного электроагрегата (АЭ-1) применяемого для запуска дизельных двигателей в полевых условиях при отсутствии запасных частей и квалифицированных специалистов. МЕТОДЫ. Для запуска дизель-генераторов электростанций 5И57А применяется автономный электроагрегат АЭ-1, имеющий в своем составе молекулярные накопители энергии (МНЭ). Одной из неисправностей данного агрегата является выход из строя магнето. Был проведен эксперимент по устранению данной неисправности в наиболее короткий срок и замене магнето на электронное зажигание. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Достоинство модернизации состоит в том, что ремонт может быть произведен достаточно быстро персоналом, не имеющим высокой квалификации. Недостатком является то, что при работе в данном режиме теряется мощность двигателя. Но, учитывая, что работоспособность восстановлена, временем заряда молекулярных накопителей в связи с потерей мощности можно пренебречь. ВЫВОДЫ. Найдено наиболее приемлемое решение ремонта системы зажигания АЭ-1 в полевых условиях при отсутствии запасных частей и специалистов ремонтных органов. Замена магнето на аварийное зажигание обеспечивает работу данного устройства и дает возможность в нештатных ситуациях производить запуск дизельных двигателей.
155-163 208
Аннотация
Восточные регионы России располагают значительным потенциалом для развития добычи энергетических углей. Высокая обеспеченность запасами углей позволяет рассматривать уголь как надежный источник топлива для электростанций на длительную перспективу. ЦЕЛЬ. Выполнить оценку запасов и ресурсов угля, пригодного для нужд энергетики. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Для решения поставленной задачи использованы официальные статистические данные и результаты расчетов авторов. Исследования проведены с применением методов системного анализа, расчеты выполнены на экономико-математических моделях, разработанных авторами. РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье дана оценка запасов углей восточных регионов, пригодных для использования на действующих и новых электростанциях Представлены перспективные месторождения этих углей, рассматриваемые в проектах и программных документах строительства электростанций по субъектам федерации. Также приведены месторождения угля, перспективные для строительства электростанций, но не рассмотренные в стратегических планах развития. Выполнена оценка запасов углей этих месторождений и возможных объемов добычи. Приведены основные качественные характеристики углей месторождений: калорийность, содержание золы, серы, влаги. Дана краткая характеристика горно-геологических и гидрологических условий разработки месторождений. Показано, что угли восточных регионов содержат в своем составе ценные сопутствующие элементы. Выполнена оценка благоприятных и сдерживающих факторов развития представленных месторождений угля. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В дальнейшем уголь по-прежнему будет одним из основных энергоносителей в топливно-энергетическом балансе восточных регионов. Наиболее перспективным с позиций экономики и экологии представляется создание промышленных кластеров на базе месторождений угля.
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
10-18 210
Аннотация
В статье приведены результаты исследования сварных соединений из алюминиевого сплава системы Al-Fe-Si. Сварка проводилась с целью получения деталей, используемых для авиационного назначения. Сложность осуществления соединения облегченных деталей типа «обшивка» связана с частыми появлениями дефектов, а именно: отклонением от плоскостности, изменением геометрии поверхности соединений после контактной точечной сварки. Так как регулированием параметров режима и условий сварки не смогли добиться положительного результата, было принято решение проверить влияние предшествующих операций технологического процесса. ЦЕЛЬЮ данной работы являлось исследование влияния видов предварительной обработки тонколистовых деталей из алюминиевых сплавов на качество сварных соединений, полученных контактной точечной сваркой. МЕТОДЫ. Экспериментально определено влияние способа получения заготовок и направления проката листа образцов при раскрое на качество сварных соединений. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Наилучшие результаты после сварки получены на деталях, выполненных методом химического размерного травления. После контактной сварки таких образцов с окнами обнижения 0,9 мм и 1,1 мм, вне зависимости от направления раскроя листа, дефекты не обнаружены. После контактной сварки на деталях с окнами обнижения 0,68-0,75; 0,88-0,96 мм, выполненными методом механической обработки, вне зависимости от направления раскроя листа, выявлены дефекты в виде так называемых хлопунов. На деталях с увеличенной толщиной 1,15 мм отклонения поверхности от плоскостности после сварки не наблюдаются. ВЫВОДЫ. Установлено, что появление после контактной точечной сварки на образцах дефектов целостности геометрии не зависит от направления раскроя листов, а зависит от вида обработки и толщины получаемых окон обнижения. Снизить остаточные деформации после механической обработки можно путем уменьшения глубины утонения, т.е. увеличив толщину деталей в окнах обнижения до максимально допустимой - 1,15 мм. Это исключает вероятность появления дефектов после сварки в виде выпуклостей поверхности.
19-32 187
Аннотация
Статья посвящена разработке расчетной модели бесконечного радиального подшипника, смазываемого расплавом легкоплавкого покрытия, одновременно учитывая зависимость вязкости смазочного материала от давления и температуры. Дана оценка влияния параметра К , обусловленного расплавом легкоплавкого металлического покрытия поверхности подшипниковой втулки, параметра , обусловленного зависимостью вязкости смазочного материала от давления, и параметра , обусловленного зависимостью вязкости смазочного материала от температуры, на основные рабочие характеристики радиального подшипника скольжения. ЦЕЛЬЮ работы является формирование уточненных расчетных моделей бесконечных радиальных подшипников, работающих в режиме гидродинамического смазывания, когда есть смазочный материала и расплав легкоплавкого покрытия подшипниковой втулки, при одновременном учете зависимости смазочного материала от давления и температуры для применения в инженерной практике. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Предложены новые математические модели, описывающие движение несжимаемого смазочного материала в приближении для «тонкого слоя», уравнение неразрывности и выражения скорости диссипации энергии для определения профиля расплавленной поверхности легкоплавкого покрытия подшипниковой втулки с учетом влияния ряда дополнительных факторов. Выполнен сравнительный анализ имеющихся и вновь полученных результатов, подтверждающий приближенность новой модели к реальной практике. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Разработаны новые многопараметрические выражения для основных рабочих характеристик рассматриваемой пары трения, учитывающих зависимость вязкости смазочного материала от давления и температуры при наличии смазочного материала и расплава легкоплавкого покрытия подшипниковой втулки. Дана оценка влияния параметров, учитывающих целую гамму переменных факторов, обусловленных расплавом поверхности легкоплавкого покрытия подшипниковой втулки. ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В предлагаемой работе обобщено влияние многопараметрических переменных факторов, что существенно усложняет задачу, но делает ее решение универсальным и востребованным в современных трибоузлах. Результаты численного анализа полученных теоретических исследований показывают, что опоры скольжения, работающие на расплаве легкоплавкого покрытия, обладают аномально низким коэффициентом трения (зависимость коэффициента трения от параметра, обусловленного расплавом, близка линейной). Полученные результаты могут быть использованы в машиностроении, авиастроении, приборостроении и т.д., то есть там, где подача смазочного материала связана с трудностями.
33-40 241
Аннотация
ЦЕЛЬ. Рассмотреть возможность повышения технологических ресурсов и эффективности вибрационной обработки деталей машиностроительных производств путем создания рабочих органов станков для отделочно-зачистной и упрочняющей обработки (ОЗиУО) деталей, обеспечивающих движение обрабатываемых деталей с большой амплитудой. Показать эффективность станков для ОЗиУО с рабочими органами в виде винтовых роторов и их технологические возможности, а также разработать методику расчета привода станков на базе винтовых роторов. МЕТОДЫ. Аналитическое исследование с целью создания методики расчета привода станка для отделочно-зачистной обработки на базе винтовых роторов выполнялось с использованием методов теоретической механики, геометрии и математического анализа. Экспериментальное исследование проводилось с целью подтверждения эффективности ОЗиУО в винтовых роторах. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Созданы рабочие органы станков, обеспечивающие не только движение массы обрабатываемых деталей с большой амплитудой движения, но и расширение технологических возможностей процесса обработки за счет увеличения диапазона массы, размера и конфигурации обрабатываемых деталей. Предложена технология и комплект оборудования, позволяющие осуществлять колебания массы загрузки (обрабатываемых деталей и частиц рабочих сред) с амплитудой от 10 до 1000 мм и выше. ВЫВОДЫ. Предложена типовая схема станка для ОЗиУО деталей машиностроительного производства и методика расчета привода станков с рабочими органами в виде винтовых роторов. На основе общего принципа создана классификация винтовых роторов, что позволяет прогнозировать разработку винтовых роторов новых конструкций.
41-68 266
Аннотация
ЦЕЛЬ. Проанализировать работы в области сварки высокопрочных рельсовых сталей для бесстыкового пути с позиции структурообразования в сварном рельсовом стыке, выполненные в России и за рубежом. МЕТОДЫ. Сравниваются и анализируются различные технологии сварки рельсов. На основе металлографических исследований проанализирован структурный фактор сварного рельсового соединения. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Рассмотрены основные направления исследований и полученные разными авторами результаты в области сварки рельсов. Проанализированы особенности, предъявляемые к бесстыковому пути, в области сварки для различных технологических способов (алюминотермитная сварка, стыковая контактная сварка оплавлением, газопрессовая сварка, сварка трением, ручная дуговая сварка). Выполнен анализ работ с учетом получаемых структур в сварочном шве и зоне термического влияния для основных способов сварки рельса: алюминотерминого, газопрессового, стыкового с оплавлением, линейного способа трением, электродугового, электрошлакового. Выполнен сравнительный анализ макроструктуры и твердости сварного рельсового стыка для анализируемых способов сварки. Проведен анализ технологий сварки рельса, внедренных на дорогах РФ и мира. ВЫВОДЫ. Показано, что алюминотермитную сварку рельсов с позиции структурного фактора, низких значений ударной вязкости и трещиностойкости при отрицательных температурах, высокого уровня дефектообразования в рельсовом стыке нельзя рекомендовать при строительстве и реконструкции скоростных бесстыковых путей, поскольку этот способ не обеспечивает высокое качество рельсового стыка и снижает безопасность движения. Другие способы сварки рельса по физико-механическим свойствам в сварном шве обеспечивают высокое качество рельсового стыка и являются более перспективными. Однако необходимо провести дополнительные исследования процессов структурообразования в сварочном шве и зоне термического влияния в условиях отрицательных температур и высоких удельных нагрузок на рельсовый стык.
МЕТАЛЛУРГИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
164-180 221
Аннотация
Данное исследование связано с разработкой научных и технологических основ плазмохимического производства карбида циркония. ЦЕЛЬ. Разработка научных и технологических основ получения нанокристаллического карбида циркония с использованием результатов теоретических и экспериментальных исследований плазмохимических процессов карбидообразования. МЕТОДЫ. При исследовании использовалось математическое моделирование процесса с применением константного метода. РЕЗУЛЬТАТЫ. Разработан непрерывный технологический процесс получения карбида циркония в плазмохимическом реакторе. Спрогнозирована возможность применения карбида циркония в функциональных защитных покрытиях.
181-192 249
Аннотация
Интенсификация процессов получения алюминия электролизом криолит-глиноземных расплавов требует постоянного обновления и качества применяемых сырьевых компонентов. Впервые в мировой практике в цветной металлургии применен экологичный нефтяной пек, полученный каталитическим жидкофазным окислительным крекингом. Преимуществом данного вида пека по сравнению с традиционным использованием каменноугольных пеков является полное отсутствие источника канцерогенов 3,4-бенз[a]пирена в этом связующем. Кроме того, также была применена в качестве связующего для анодной массы модифицированная тяжелая смола пиролиза с повышенным коксовым числом до 25 единиц. ЦЕЛЬЮ данного исследования является создание новых углеродных композиций на основе нефтяного пека с минимальным содержанием канцерогенных веществ по сравнению с традиционным применением каменноугольного в производстве алюминия электролизом криолит-глиноземных расплавов. МЕТОДЫ. В статье впервые представлены результаты исследования нефтяного пека, полученного методом каталитического жидкофазного окислительного крекинга, в его составе не обнаружены бенз[a]пирены (образцы исследовались методом хромато-масс-спектрометрии). РЕЗУЛЬТАТЫ. Приведены результаты испытаний экологически чистого нефтяного пека, полученного по технологии каталитического жидкофазного окислительного крекинга, и модифицированной тяжелой смолы пиролиза с возможностью их практического использования для современной ресурсосберегающей технологии в цветной металлургии при получении «сухой» анодной массы. ВЫВОДЫ. Проведенные исследования показывают высокую экологическую и экономическую эффективность использования нефтяных пеков и модифицированной тяжелой смолы пиролиза в качестве связующих компонентов при производстве «сухой» анодной массы для получения первичного алюминия на ваннах с анодом Содерберга.
ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
69-87 189
Аннотация
ЦЕЛЬ. Актуальность представленных исследований определяется важностью моделирования слабо формализованных предметных областей, знания о которых разнородны, носят как количественный, так и качественный характер. С появлением технологии программирования в ограничениях появились предпосылки для унификации совместной обработки разнородных ограничений предметной области, однако, на настоящий момент обработка качественных зависимостей реализуется недостаточно эффективно. Статья посвящена разработке способов экономного представления нечисловых ограничений, а также эффективных методов их удовлетворения. Исследования направлены на ускорение процедур комбинаторного поиска при решении задач удовлетворения ограничений в слабо формализованных предметных областях. МЕТОДЫ. Предлагаемые методы развивают теорию удовлетворения ограничений в части представления и повышения эффективности совместной обработки количественных и качественных зависимостей слабо формализованной предметной области. Для представления и обработки нечисловых (качественных) ограничений предметной области предполагается использовать специализированные матрицеподобные структуры ( С - и D -системы), а рассуждения на данных структурах реализовывать в форме процедур удовлетворения ограничений. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Сформулированы две теоремы о свойствах матрицеподобных структур и следствия из них, которые в совокупности с предлагаемыми правилами редукции позволяют успешно распространять нечисловые ограничения: выявлять в пространстве поиска подпространства допустимых и недопустимых присваиваний, проверяя лишь часть значений из области определения переменной. На основе следствий из упомянутых теорем разработаны модификации известных методов распространения ограничений, обеспечивающие достижение вершинной и дуговой совместностей для случая нечисловых ограничений. Данные модификации, в отличие от большинства аналогов, позволяют эффективно редуцировать задачу CSP, даже если она изначально не была представлена посредством совокупности лишь унарных и бинарных ограничений. ВЫВОДЫ. В работе предложен комплексный подход к представлению и обработке качественных зависимостей в слабо формализованных предметных областях, позволяющий обеспечить приемлемую скорость вычислений при исследовании предметных областей со сложными многочисленными связями.
88-95 202
Аннотация
ЦЕЛЬЮ данной работы являлось определение и исследование особенностей системы автоматизированного проектирования (САПР), возникающих при проектировании комплекса и оказывающих существенное влияние на процесс проектирования и его результаты. МЕТОДЫ. Исследование комплекса как наиболее сложного вида изделия и объекта проектирования осуществлялось на принципах системного и блочно-ориентированного подходов с применением метода структурного анализа. Выделение основных частей комплекса и его связей, а также особенностей и требований к САПР проводилось методом анализа и последующего синтеза. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Исследована структура комплекса и определены требования и особенности его САПР. Комплекс рассмотрен в виде набора конструктивно-, функционально- и эксплуатационно-законченных изделий и их составных частей, которые также представляют собой сложные изделия со своими индивидуальными характеристиками, внутренней структурой и связями. Показано, что с технической и организационной точек зрения создание комплекса является сложной задачей. Проектирование комплекса выполняют разобщенные коллективы, различающиеся уровнем образования и опытом проектирования исполнителей, техническим и организационным обеспечением работ. Обоснована большая фактическая продолжительность работ по проектированию комплекса. Выполнен анализ и разработаны требования к САПР комплекса: необходимость информационного обеспечения во время всего процесса проектирования; необходимость обеспечения совместимости рабочих подсистем на аппаратно-программном уровне; возможность применения различных способов проектирования и т.д. Сформулированы особенности САПР комплекса. Показано, что процесс проектирования является сложной логической задачей, и обоснована различная сложность работ на начальном и последующих этапах проектирования, что приводит к различному влиянию САПР на этих этапах. Соответственно изменяются и требования к профессиональным качествам проектировщиков и к организации процесса проектирования. Нередко возникает несоответствие между аппаратно-программной оснащенностью проектировщиков и задачами разработки нового изделия, что также способствует проектированию комплекса в неоднородной среде. ВЫВОДЫ. Выполненные исследования позволяют выделить основные особенности САПР комплекса и, используя их, повысить качество и эффективность его проектирования, поэтому поиск и выделение таких особенностей имеет важное значение. Результаты данной работы могут быть использованы при разработке конкретного метода проектирования комплекса.
96-101 190
Аннотация
ЦЕЛЬ. Разработать алгоритм расчета интегрального индекса эффективности публикационной активности (ИИЭПА) профессорско-преподавательского состава (ППС) и научных сотрудников высшего учебного заведения. МЕТОДЫ. Рейтинг ППС и научных сотрудников необходим для поддержания соответствующего статуса вуза. Для этого обязательным условием является ведение научно-исследовательской работы, особенно публикационная активность авторов, в которую входит выпуск монографий, статей в различных журналах с импакт-фактором высокого уровня, а также регистрация патентов, получение авторских свидетельств. В статье перечислены основные показатели публикационной активности из научной электронной библиотеки elibrary, баз данных Scopus и Web of science - общее число статей и общее число ссылок, индекс Хирша, показатель значимости публикаций и др. В работе предлагается усовершенствовать систему оценки эффективности публикационной активности ППС и научных сотрудников путем разработки алгоритма расчета интегрального индекса, который основан на показателях из научной библиотеки elibrary с добавлением дополнительных критериев - количества монографий, результатов интеллектуальной собственности, а также информации из баз данных Scopus и Web of science. Для удобства расчета интегрального индекса показатели разделены на группы: КП - количество публикаций, КЦ - количество цитирований, ИХ - индекс Хирша, ИС - интеллектуальная собственность. ВЫВОДЫ. Описаны основные преимущества разработанного алгоритма расчета интегрального индекса эффективности публикационной активности ППС и научных сотрудников вуза. Отмечена его рациональность и эффективность в случае проведения сравнительной оценки публикационной активности не только отдельных сотрудников, но и подразделений вуза, а также всего университета в целом. Предполагается дальнейшее использование сформированного алгоритма в качестве фундамента для разработки программы расчета рейтинга сотрудников вуза по оценке их публикационной активности.
ТРАНСПОРТ
193-199 206
Аннотация
ЦЕЛЬ. Оценка влияния магнитных бурь на безопасность дорожного движения в условиях Севера. МЕТОДЫ. Для обработки информации по карточкам учета дорожно-транспортных происшествий и журналов наблюдений магнитных бурь использовалась программа Statistica 10. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Магнитные бури влияют на безопасность дорожного движения. Проведенный корреляционно-регрессионный анализ показал высокую зависимость между дорожно-транспортными происшествиями и магнитными бурями, коэффициент корреляции равен 0,8. ВЫВОДЫ. В магнитоактивные дни происходит резкое ухудшение здоровья человека, в связи с чем увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. При объявлении прогноза мете условий, которые как единый фактор риска дорожно-транспортных происшествий хорошо изучен, необходимо включать магнитные бури, также оказывающие влияние на безопасность движения. При разработке мероприятий по повышению безопасности дорожного движения необходимо при всех прочих факторах, влияющих на уровень безопасности движения, учитывать такой фактор как магнитные бури.
200-207 459
Аннотация
ЦЕЛЬ. В статье рассмотрены основные требования к перевозке школьников автомобильным транспортом и опыт школьных перевозок в России, а также за рубежом. Освещен вопрос развоза учащихся после занятий, а также специальных перевозок групп учащихся при организации экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий. МЕТОДЫ. В основе работы лежит анкетное обследование потенциальных пользователей транспортных услуг. РЕЗУЛЬТАТЫ. В работе освещены вопросы увеличения объема перевозок, а также условия, при которых снижается себестоимость, а соответственно, и тариф. В результате исследования получено значение величины тарифа на перевозку одного школьника. Проведенное анкетирование позволяет определить целесообразность открытия коммерческого маршрута доставки школьников до школы. ВЫВОДЫ. Организация регулярных школьных перевозок - удобный способ доставки школьников на занятия и обратно, особенно детей младшего школьного возраста. В большинстве случаев учебные заведения не могут содержать подвижной состав, и школьники самостоятельнодобираются до школы пешком либо на общественном транспорте, что не всегда безопасно, или же родители доставляют детей на семейном автомобиле, что тоже не всегда удобно. Поэтому открытие коммерческого маршрута регулярной перевозки школьников до школы и обратно может оказаться достаточно полезным начинанием.
207-222 205
Аннотация
ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ. Основная цель работы заключалась в создании методики определения кинематических параметров обтекания тела, при которых допустимо использовать стационарные подходы в расчете аэродинамических характеристик безотрывного и отрывного обтекания тел с использованием ANSYS, и параметров, когда необходимо использовать исключительно нестационарные подходы. РЕЗУЛЬТАТЫ. В работе представлена методика выбора искомого значения аэродинамического коэффициента при отрывном обтекании с периодическим характером изменения параметров течения на основе теории случайных процессов. Методические положения продемонстрированы некоторыми результатами исследований аэродинамических характеристик крыльев (плоского квадратного в плане с тонким профилем и прямоугольного в плане с профилем NACA 23012). Рассмотрены особенности обтекания исследуемых объектов при различных углах атаки по отношению к набегающему потоку. Выполнена оценка достоверности моделирования в сравнении с экспериментальными данными. На основе анализа физических картин обтекания тел и результатов расчета его аэродинамических характеристик разработан алгоритм действий (методика) по определению диапазонов кинематических параметров обтекания решения задач в стационарной и нестационарной постановках. ВЫВОДЫ. Представленные результаты позволяют оценить возможности применения ANSYS при решении задач аэродинамики с учетом отрыва потока и выбора модели обтекания (стационарная или нестационарная) и выполнять с достаточной достоверностью аэродинамические расчеты крыльев и других тел с учетом отрыва потока.
223-233 222
Аннотация
ЦЕЛЬ. Задача повышения резервов пропускной способности железных дорог и эффективного их использования была и остается актуальной. Поскольку по многим направлениям резервы фактически исчерпаны, то для решения поставленной задачи особо важно использовать технические и технологические подходы, которые дают наибольший мультипликативный эффект в росте производительности подвижного состава. Наиболее предпочтительным в этом смысле является путь интенсивного развития с внедрением и активным использованием инновационного подвижного состава в грузовом движении, позволяющий повысить показатели производительности в рамках существующих ограничений железнодорожной инфраструктуры. РЕЗУЛЬТАТЫ. Рассмотрено влияние инновационных вагонов на укрупненные показатели высокопроизводительного использования подвижного состава в грузовом движении. Приведены конструкционные преимущества инновационных грузовых вагонов. Сформированы комплексные системы показателей эффективности инновационных вагонов, обеспечивающие совокупный мультипликативный эффект роста производительности грузового подвижного состава. Показаны результаты модельных расчетов изменения показателей производительности подвижного состава от эксплуатации инновационных полувагонов в грузовом движении за один технологический цикл. ВЫВОДЫ. Выполненные в работе исследования и полученные результаты моделирования показывают, что эффективность использования подвижного состава в грузовом движении должна рассматриваться с учетом факторов положительного влияния от внедрения инновационных вагонов.
234-240 239
Аннотация
ЦЕЛЬ. В статье приведены результаты экспериментальных исследований изменения углов поворота, крена и дифферента автомобиля при его движении по окружности с переездом через единичную неровность при изменении характеристик амортизаторов. РЕЗУЛЬТАТЫ. Результаты экспериментальных исследований представлены в виде графиков зависимостей угла поворота, крена и дифферента автомобиля при его движении по окружности и переезде единичной неровности при изменении технического состояния амортизаторов. Получены рабочие диаграммы и характеристики амортизаторов на динамическом стенде контроля рабочих параметров элементов демпфирования подвески. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты экспериментального исследования процесса переезда автомобилем единичной неровности, проведенного в одинаковых условиях, позволяют выявить зависимость изменения углов поворота, крена и дифферента автомобиля при изменении технического состояния амортизаторов. Параметры процесса движения автомобиля при действии центробежной силы и переезде через единичную неровность, характеризующие устойчивость автомобиля, могут быть использованы в качестве диагностических для высокоинформативного метода контроля технического состояния его амортизаторов в условиях эксплуатации.
ISSN 2782-4004 (Print)
ISSN 2782-6341 (Online)
ISSN 2782-6341 (Online)