Preview

iPolytech Journal

Расширенный поиск

Управление напряжением в низковольтных распределительных сетях в условиях внедрения домашних зарядных станций электромобилей

https://doi.org/10.21285/1814-3520-2024-2-261-271

EDN: ZWSVER

Аннотация

Целью работы является изучение влияния домашних зарядных станций электромобилей на отклонение напряжения в пригородной распределительной сети 0,4 кВ. В качестве объекта исследования выбрана трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ и распределительная сеть 0,4 кВ, обеспечивающая электроснабжение 114 частных жилых домов.  Для оценки влияния домашних зарядных станций на отклонение напряжения была разработана стохастическая квазидинамическая модель электрической сети на языке программирования Python с использованием библиотеки pandapower. Данная модель позволяет моделировать суточные профили электропотребления и напряжения при различном количестве и точках подключения домашних зарядных станций с учетом случайного характера поведения владельцев электромобилей. Для поддержания уровня напряжения в допустимых пределах в работе рассмотрены использование инверторов бортовых зарядных устройств электромобилей в качестве источников реактивной мощности и смещение времени начала заряда электромобилей на ночные часы. По результатам моделирования показано, что при наличии домашней зарядной станции у 30% потребителей пригородной распределительной сети 0,4 кВ загрузка головного участка питающей линии может кратковременно приближаться к 100%, а глубина отрицательных отклонений напряжения превышать 20%. Установлено, что вольт-вар (Volt-Var) регулирование напряжения бортовыми зарядными устройствами электромобилей позволяет значительно сократить отклонения напряжения в распределительной сети (снижение продолжительности отклонений напряжения ниже -5%: с 27,3% до 12,9%) при несущественном влиянии на продолжительность заряда электромобилей. Полученные в настоящем исследовании результаты могут быть использованы при перспективном планировании развития распределительных электрических сетей в условиях широкого распространения электромобилей.

Об авторах

В. А. Воронин
Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева
Россия

Воронин Вячеслав Андреевич, к.т.н., старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории цифровой трансформации предприятий минерально-сырьевого комплекса, доцент кафедры электроснабжения горных и промышленных предприятий

650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28



Ф. С. Непша
Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева; ООО «РТСофт - Смарт Грид»
Россия

Непша Федор Сергеевич, к.т.н., ведущий специалист Технической дирекции; старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории цифровой трансформации предприятий минерально-сырьевого комплекса

650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28

105264, г. Москва, ул. Верхняя Первомайская,

51



Список литературы

1. Hecht C., Figgener J., Sauer D.U. Simultaneity factors of public electric vehicle charging stations based on realworld occupation data // World Electric Vehicle Journal. 2022. Vol. 13. Iss. 7. Р. 129. https://doi.org/10.3390/wevj13070129.

2. Hecht C., Figgener J., Li Xiaohui, Zhang Lei, Sauer D.U. Standard load profiles for electric vehicle charging stations in Germany based on representative, empirical data // Energies. 2023. Vol. 16. Iss. 6. Р. 2619. https://doi.org/10.3390/en16062619.

3. Шкитина Н., Акимов Д. Анализ влияния стохастической нагрузки электромобилей на распределительную сеть // Электроэнергия. Передача и распределение. 2021. № S1. С. 40–45. EDN: GZMBRZ.

4. Ahmed S.I., Salehfar H., Selvaraj D.F. Impact of electric vehicle charging on the performance of distribution grid // IEEE 12th International Symposium on Power Electronics for Distributed Generation Systems. 2021. https://doi.org/10.1109/PEDG51384.2021.9494268.

5. Wang Shengyi, Du Liang, Li Yan. Decentralized Volt/Var control of EV charging station inverters for voltage regulation // IEEE Transportation Electrification Conference & Expo (Chicago, Illinois, 23–26 June 2020). Chicago: IEEE, 2020. Р. 604–608. https://doi.org/10.1109/ITEC48692.2020.9161713.

6. Mukherjee B., Kariniotakis G., Sossan F. Smart charging, vehicle-to-grid, and reactive power support from electric vehicles in distribution grids: a performance comparison // IEEE PES Innovative Smart Grid Technologies Conference Europe. 2021. https://doi.org/10.1109/ISGTEurope52324.2021.9639954.

7. Prabawa P., Choi Dae-Hyun. Hierarchical volt-var optimization framework considering voltage control of smart electric vehicle charging stations under uncertainty // IEEE Access. 2021. Vol. 9. Р. 123398–123413. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2021.3109621.

8. Kisacikoglu M.C., Kesler M., Tolbert L.M. Single-phase on-board bidirectional PEV charger for V2G reactive power operation // IEEE Transactions on Smart Grid. 2015. Vol. 6. Iss. 2. Р. 767–775. https://doi.org/10.1109/TSG.2014.2360685.

9. Jain A., Karimi-Ghartemani M. Mitigating adverse impacts of increased electric vehicle charging on distribution transformers // Energies. 2022. Vol. 15. Iss. 23. Р. 9023. https://doi.org/10.3390/en15239023.

10. Singh J., Tiwari R. Electric vehicles reactive power management and reconfiguration of distribution system to minimise losses // IET Generation, Transmission & Distribution. 2020. Vol. 14. Iss. 25. Р. 6285–6293. https://doi.org/10.1049/iet-gtd.2020.0375.

11. Наумов И.В., Карамов Д.Н., Третьяков А.Н., Якупова М.А., Федоринова Э.С. Исследование загрузки силовых трансформаторов в системах сельского электроснабжения // Надежность и безопасность энергетики. 2021. Т. 13. № 4. С. 282–289. https://doi.org/10.24223/1999-5555-2020-13-4-282-289. EDN: VAWHEZ.

12. Воронин В.А., Непша Ф.С. Мультиагентное моделирование развития электрозарядной инфраструктуры города Кемерово // Электроэнергия. Передача и распределение. 2023. № 3. С. 10–17. EDN: XVUSOW.

13. Xing Qiang, Chen Zhong, Zhang Ziqi, Wang Ruisheng, Zhang Tian. Modelling driving and charging behaviours of electric vehicles using a data-driven approach combined with behavioural economics theory // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 324. Р. 129243. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2021.129243.

14. Franke T., Krems J.F. Understanding charging behaviour of electric vehicle users // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2013. Vol. 21. Р. 75–89. https://doi.org/10.1016/j.trf.2013.09.002.

15. Tan Jiyuan, Liu Fuyu, Xie Na, Guo Weiwei, Wu Wenxiang. Dynamic pricing strategy of charging station based on traffic assignment simulation // Sustainability. 2022. Vol. 14. Iss. 21. Р. 14476. https://doi.org/10.3390/su142114476.

16. Dahmane Y., Chenouard R., Ghanes M., Ruiz M.A. Optimal electric vehicle fleet charging management with a frequency regulation service // World Electric Vehicle Journal. 2023. Vol. 14. Iss. 6. Р. 152. https://doi.org/10.3390/wevj14060152.

17. Leemput N., Geth F., Roy Juan Van, Olivella-Rosell P., Driesen J., Sumper A. MV and LV residential grid impact of combined slow and fast charging of electric vehicles // Energies. 2015. Vol. 8. Iss. 3. Р. 1760–1783. https://doi.org/10.3390/en8031760.

18. Бородин М.В., Виноградов А.В., Голиков И.О., Лансберг А.А. Анализ показателей качества электроэнергии в распределительных электрических сетях 0,4 кВ и причин жалоб потребителей в филиале ПАО «Россети Центр»-«Орелэнерго» // Научный журнал молодых ученых. 2022. № 3. С. 72–80.

19. Бухвал А.В., Юндин М.А. Анализ показателей качества электроэнергии в точках её передачи на напряжении 0,22 кВ // Вестник аграрной науки Дона. 2021. № 1. С. 51–58. EDN: XVOODS.

20. Voronin V.A., Nepsha F.S. Analysis of the efficiency of electric vehicle charging control in urban distribution grids // Belarusian-Ural-Siberian Smart Energy Conference. 2023. Р. 109–114. https://doi.org/10.1109/BUSSEC59406.2023.10296435.


Рецензия

Для цитирования:


Воронин В.А., Непша Ф.С. Управление напряжением в низковольтных распределительных сетях в условиях внедрения домашних зарядных станций электромобилей. iPolytech Journal. 2024;28(2):261-271. https://doi.org/10.21285/1814-3520-2024-2-261-271. EDN: ZWSVER

For citation:


Voronin V.A., Nepsha F.S. Voltage control in low-voltage distribution networks in the context of introducing home charging stations for electric vehicles. iPolytech Journal. 2024;28(2):261-271. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/1814-3520-2024-2-261-271. EDN: ZWSVER

Просмотров: 198


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4004 (Print)
ISSN 2782-6341 (Online)