Preview

iPolytech Journal

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПОВЕРХНОСТИ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ КВАЗИОПТИМАЛЬНОГО КОРРЕЛЯЦИОННОГО АЛГОРИТМА

https://doi.org/10.21285/1814-3520-2018-12-104-114

Аннотация

В статье предложен новый подход к оценке структуры поверхности спинки и корыта лопаток газотурбинного двигателя. Оценка качества поверхности проводилась на оптико-электронном комплексе с применением квазиоптимального корреляционного алгоритма, что позволило разработать формулы по идентификации параметров шероховатости и параметров структуры поверхности. Показано совершенствование технологии обработки профиля пера лопаток газотурбинного двигателя через построение оптико-электронной информационно-измерительной системы контроля параметров автокорреляционной функции. Рассматриваемый метод измерения параметров структуры микрорельефа поверхностей лопаток газотурбинного двигателя связан с применением оптико-электронных средств и информационных технологий, анализа качества поверхностности, теории измерений и цифровой обработки изображений, теории корреляционного анализа, теории вероятностей и математической статистики. Применяемый метод основан на компьютерной обработке изображения микрорельефа исследуемой поверхности с помощью квазиоптимального корреляционного алгоритма, что позволяет оценивать параметры корреляционной функции в производственных условиях. Одним из основных показателей качества лопаток турбин является их надежность и долговечность. В связи с этим управление качеством поверхности лопаток состоит в раскрытии механизма формирования неровностей поверхности в зависимости от свойств обрабатываемого материала, вида обработки, параметров оборудования, инструмента, режимов обработки и других конструктивных и технологических факторов. Известно, что чем меньше шероховатость поверхности, тем выше усталостная прочность лопаток, так как многочисленными исследованиями установлено, что очаги разрушения деталей машин от усталости металла зарождаются во впадинах микронеровностей. В настоящее время широкое применение в машиностроении находят оптические средства для оценки качества поверхности. Однако эти средства, как правило, могут использоваться только в лабораторных условиях и для выборочного контроля.

Об авторе

Н. В. Носов
Самарский государственный технический университет
Россия


Список литературы

1. Петрешин Д.И., Суслов А.Г., Федонин О.Н. Управление параметрами качества поверхностного слоя деталей машин в условиях неопределенности // Прогрессивные технологии и системы машиностроения. 2016. № 4 (55). С. 57-61.

2. Суслов А.Г., Петрешин Д.И. Автоматизированное обеспечение комплексного параметра качества поверхностного слоя СХ при механической обработке // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2011. № 2. С. 34-40.

3. Иванов А.Ю., Леонов Д.Б. Технологические методы обеспечения качества изделий // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. 2011. № 5 (75) С. 111-114.

4. Петрешин Д.И. Применение лазерного оптического датчика для измерения высотных параметров шероховатости поверхности деталей машин в самообучающейся адаптивной технологической системе // Контроль. Диагностика. 2009. № 11. С. 53-57.

5. Макеев А.В. Об оптических методах контроля шероховатости поверхности // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. Т. 5. № 1. С. 147-151.

6. Наумов А.И., Кичигин Е.К, Сафонов И.А., Мох А.М.А.Э. Бортовой комплекс высокоточной навигации с корреляционно-экстремальной навигационной системой и цифровой картой рельефа местности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 6-1. С. 51-55.

7. Микрюков А.Н. Использование изменений графического поля в задачах корреляционно-экстремальной навигации // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2010. № 3. С. 65-69.

8. Плужников А.Д., Потапов Н.Н. Корреляционно-экстремальная обработка навигационной информации: Цифровые алгоритмы и аппаратная реализация // Датчики и системы. 2013. № 11(174). С. 22-27.

9. Белов Р.В., Огородников К.О. Реализация модифицированного алгоритма рекуррентно-поискового оценивания корреляционно-экстремальной навигационной системы по рельефу местности // Управление большими системами: сборник трудов. 2017. № 68. С. 162-176.

10. Пат. № 2413179, Российская Федерация, G01B 11/30 (2006/01), G01N 21/93 (2006/01). Способ контроля шероховатости поверхности изделия / А.Д. Абрамов, А.И. Никонов, Н.В. Носов; заявитель и патентообладатель Самарский государственный технический университет; заявл. 16.03.2009; опубл. 27.09.2010. Бюл. № 6. 11 с.

11. Абрамов А.Д., Никонов А.И. Анализ и корреляционный метод устранения погрешности оптико-электронного определения микрорельефных параметров. Вестник компьютерных и информационных технологий. 2016. № 1. С. 3-9. DOI: 10.14489/vkit.2016.01.pp.003-009

12. Вдовин В.А., Муравьев А.В., Певзнер А.А. Метод адаптивной бинаризации растрового изображения // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. III. № 4. С. 65-69.

13. Абрамов А.Д., Носов Н.В. Оценка параметров микрорельефа поверхностей деталей машин на основе квазиоптимальных корреляционных алгоритмов // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2016. № 9. С. 19-25.

14. Носов Н.В., Китайкин В.Л. Повышение качества лопаток турбин из сплава ЖС6-9И. Техническая надежность конструкций. Куйбышев, 1986. С. 52-53.


Рецензия

Для цитирования:


Носов Н.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПОВЕРХНОСТИ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ КВАЗИОПТИМАЛЬНОГО КОРРЕЛЯЦИОННОГО АЛГОРИТМА. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2018;22(12):104-114. https://doi.org/10.21285/1814-3520-2018-12-104-114

For citation:


Nosov N.V. STUDY OF GAS TURBINE ENGINE BLADE SURFACE STRUCTURE USING QUASIOPTIMAL CORRELATION ALGORITHM. Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2018;22(12):104-114. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/1814-3520-2018-12-104-114

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4004 (Print)
ISSN 2782-6341 (Online)